О КАФЕДРЕ

Кафедра русской филологии 


Заведующая кафедрой 
Ворожбитова Александра Анатольевна 

доктор филологических наук, 
доктор педагогических наук, 
профессор по кафедре русского языка, 
Почетный работник ВПО РФ 

тел. 98-13-91, e-mail: alvorozhbitova@mail.ru 

Кафедра русской филологии СГУ образована в 2010 г. путем объединения кафедр русского языка и русской и зарубежной литературы. В ее составе работают 4 профессора, доктора филологических наук, и 13 доцентов: 10 кандидатов филологических наук, 2 кандидата педагогических наук, 1 кандидат социологических наук.

Кафедра является выпускающей по ряду специальностей и направлений:

– 050301 «Русский язык и литература» с дополнительными специализациями «Язык рекламы и бизнес-коммуникации», «Русский язык как иностранный», «Практическая журналистика».

– 030602 «Связи с общественностью» с дополнительной специализацией «Связи с общественностью в СМИ».

В 2011 г. осуществлен первый набор на бакалавриат по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык».

Лицензируется для набора абитуриентов университетский бакалавриат по направлениям 032700 «Филология» и 030600 «Журналистика».

Учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность 

За последние 5 лет на кафедре русской филологии опубликовано около 300 работ, среди них свыше 20 учебных и учебно-методических пособий, 10 монографий. Кафедрой были организованы 1-я и 2-я Международные научно-практические конференции «Художественная литература и Кавказ», изданы сборники материалов. Преподаватели активно участвуют в работе региональных, всероссийских и международных научных конференций в разных городах РФ и за рубежом.

С 2001 г. при кафедре успешно функционирует аспирантура по специальности 10.02.19 – «Теория языка», единственная по филологии в г. Сочи. В рамках Сочинской лингвориторической школы защищены 2 докторские и 25 кандидатских диссертаций по теории языка и педагогическим специальностям, продолжаются около 20-и диссертационных исследований. Изданы 11 монографий; 4 учебных пособия получили грифы УМО по филологии университетов РФ. Выполнены или продолжают выполняться следующие научно-исследовательские проекты:

– «Непрерывное лингвориторическое образование: научно-методические рекомендации для Южного Федерального округа» (ФЦП «Русский язык», 2004 г.);

– «Разработка инновационного программно-методического обеспечения и интерактивных методов обучения по программе повышения квалификации «Лингвориторика: деловой русский» (дистанционная форма обучения)» (хоздоговорная НИР, СГУТиКД, 2006 г.);

– «Разработка теоретико-методологических проблем исследования состояния и функционирования общественного языкового сознания в условиях социокультурной инновации» (Темплан МОиН РФ, 2009–2010 гг.);

– «Лингвориторический концептуальный анализ поэтических текстов русской классики как основа выявления этнокультурной специфики российского и американского менталитетов (по данным психолингвистического эксперимента среди студентов-филологов)» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2011 годы)»;

– «Разработка теоретико-методологических основ исследования феномена языковой личности творческого субъекта, создателя глобальных социокультурно-педагогических проектов, в контексте гуманистической образовательной парадигмы в России ХХI века» (Темплан МОиН РФ, 2011 г.).

За период 2002–2011 гг. издано 16 межвузовских сборников научных трудов с международным участием «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (Вып. 1–16). Издание призвано объединить усилия филологов – теоретиков и методистов, а также психологов, педагогов, философов, культурологов, социологов, политологов, в центре внимания которых – язык в его риторической функции, созидающей дискурсивно-текстовый универсум культуры, русская языковая личность как субъект речемыслительных процессов и ее интегральная лингвориторическая компетенция. Авторы сборников – доктора и кандидаты наук, известные ученые; среди российских городов представлены Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Волгоград, Воронеж, Саратов, Старый Оскол, Тверь, Тамбов, Борисоглебск, Саранск, Мичуринск, Смоленск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Армавир, Таганрог, Нальчик, Сочи, Ейск, Анапа, Геленджик, Майкоп, Ставрополь, Карачаевск, Махачкала, Челябинск, Томск, Барнаул, Нижний Тагил, Магнитогорск, Чебоксары, Архангельск, Северодвинск, Тюмень, Красноярск, Мурманск, Йошкар-Ола и др. Зарубежные участники сборников представляют Украину, Литву, Латвию, Германию, Польшу, США.

В 2009 г. при кафедре организованы курсы повышения квалификации «Сочинская лингвориторическая школа», в работе которых приняли участие слушатели из Москвы, Белгорода, Курска, Казани, Магнитогорска, Новосибирска.

Студенческая жизнь 

В 2002 г. был организован Студенческий лингвориторический кружок с участием аспирантов и школьников. В связи с докладами на моло­дежных конференциях, проведением кур­совых, дипломных ис­следований обсуждаются сквозь призму теории языка и речи, литературы и культуры актуальные проблемы широкого спектра гуманитарных наук: лин­гвистики и лите­ратуроведения, педагогики и психологии, философии и др.

Знаковым мероприятием стала «Неделя русского языка», которая в 2011 г. проводится в 16-й раз. Студенты разных факультетов университета участвуют в конкурсах «Лучший декламатор (поэзия, проза)», «Авторское стихотворение (песня)», «Ораторский марафон», «Ринг полемистов»; в конкурсах статей о русском языке, о будущей профессии, о судьбах Родины «Платиновое перо» и стенных газет о русском языке, родной словесности, речевой культуре граждан современной России; в олимпиадах по русскому языку «Филолог-эрудит» и викторинах «Знатоки русского языка» для студентов-нефилологов и др.

Традиционными являются конференции, часы поэзии, литературные вечера, проводимые на базе городской и юношеской библиотек: «Отечество нам Царское Село», «Мы вновь увидимся, как старые друзья», «Память о прошлом» и др. Школа юного филолога, литературная гостиная помогают студентам и школьникам города постичь силу и красоту живого слова. Здесь отмечаются литературные юбилеи, проводятся встречи с талантливыми писателями г. Сочи.

Преподаватели кафедры и студенты – постоянные участники университетских и городских театрализованных представлений, тематических вечеров, активисты подготовки и проведения ежегодного Интернет-фестиваля «Сочи-МОСТ», задача которого – выявление и поддержка одаренной молодежи.

Профессиональная подготовка выпускников 

Содержание деятельности: филолог работает в образовательных и культурных учреждениях, в средствах массовой информации, в организациях, занятой социально-гуманитарной деятельностью. Филолог – это духовно развитый человек, любящий погружаться в мир чтения, тонко чувствующий художественное слово. Работа с текстом требует от филолога грамотности и ответственности.

Сферы трудоустройства: выпускники могут работать в образовательных учреждениях различных типов: в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах, училищах; в средствах массовой иноформации, в административных структурах города, учреждениях культуры и др.

Занимаемые должности: учитель, воспитатель в группе продленного дня, гувернер и др.; завуч, директор в ОУ; административные должности, в т.ч. в учреждениях культуры; журналисты, телеведущие, редакторы, специальные телекорреспонденты и др.

Кафедра русской филологии большое внимание уделяет внешней экспертизе качества подготовки специалистов. Наши выпускники работают в школах, лицеях, гимназиях, Центре творческого развития детей, Музыкальной школе, Колледже поликультурного образования, Лингвообразовательном центре, в Управлении по образованию и науке, а также в СМИ города и края (ВГТРК, «Эфкате», «Ника-телеком», «Радио России», «ТелеСемь» и др.), в административных структурах города, в органах УВД г. Сочи, паспортно-визовой службе, на таможне, в МЧС РФ и др. учреждениях.

Информация о заведующем кафедрой 

Ворожбитова Александра Анатольевна, окончив в 1984 году филологический факультет Ставропольского государственного педагогического института, работала в нем преподавателем, затем – ассистентом кафедры русского языка. С сентября 1993 года в Сочинском филиале РГПУ им. А.И. Герцена, затем в СГУТиКД, ныне СГУ, прошла ступени старшего преподавателя, доцента, профессора, с 2003 г. заведует кафедрой. Автор оригинального лингвориторического направления, послужившего концептуальной основой Сочинской научной школы. В 2000 г. защитила докторскую диссертацию по языкознанию (спец. 10.02.19), в 2002 г. – по общей педагогике и истории образования (спец. 13.00.01). Ученое звание профессора присвоено ВАК в 2002 г. Руководит аспирантами и соискателями по теории языка и педагогическим специальностям, успешно защищена 21 кандидатская диссертация ее аспирантов и соискателей. Руководитель ряда научно-исследовательских проектов, получивших гранты разного уровня. Опубликовала свыше 300 научных трудов, в том числе 11 монографий, 4 учебных пособия с грифами УМО университетов РФ. Издала 16 выпусков межвузовских сборников научных трудов «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» с международным участием. Член диссертационных советов.

А.А. Ворожбитова имеет свыше 30 почетных грамот – в т.ч. ректората СГУ, Управления по образованию и науке г. Сочи, Городского собрания Сочи, главы города Сочи, Департамента образования и науки Краснодарского края, Министерства образования и науки РФ (2004), Диплом и Памятную медаль «Гордость науки Кубани» (2005), Диплом лауреата Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» (2005), Диплом (1-е место) в номинации «Лучшая научная и творческая работа среди преподавателей» (СГУТиКД, 2009), Диплом (1-е место) в номинации «Лучшая научная и творческая работа ППС по педагогическому направлению» (СГУТиКД, 2011) и др. В 2010 г. присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Главные публикации 

Монографии 

Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. – 319 с.

Ворожбитова А.А. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система (принципы проектирования и опыт реализации): Монография. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2002. – 280 с.

Учебные пособия 

Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: Учеб.-методич. пособие для студентов ун-тов и пед. учеб. заведений – Изд. 2-е, испр. и доп. Флинта: Наука, 2002. 248 с. (С грифом УМО университетов РФ).

Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Высшая школа 2005. 367 с. (С грифом УМО университетов РФ).

Статьи из списка Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), 
научная электронная библиотека elibrary.ru: 

Теория языка 

1. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма как интегративная исследовательская призма в филологической науке // European researcher. 2010. № 2. С. 183–190.

2. Ворожбитова А.А. Сочинская лингвориторическая школа: программа и некоторые итоги // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 77–83.

3. Vorozhbitova А.A. Program of professional linguistic personality study in linguo-rhetorical paradigm: scientist-philologist and classic writer (Программа исследования профессиональной языковой личности в лингвориторической парадигме: ученый-филолог и писатель-классик) // European researcher. 2011. № 4. С. 398–401.

4. Vorozhbitova A.A. Discourse-paradigmatics and Discourse-syntagmatics Categories in Linguo-rhetoric Paradigm (Категории дискурс-парадигматики и дискурс-синтагматики в лингвориторической парадигме) // European researcher. 2011. № 11 (14). Р. 1532–1537.

5. Ворожбитова А.А. Комплексное исследование дискурсивных процессов в российском социокультурно-образовательном пространстве ХIХ – ХХI вв.: программные установки лингвориторической парадигмы // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2012. №1 (19). С. 182–185.

6. Ворожбитова А.А., Киреева Т.В. Языковая и литературная личность в лингвориторической парадигме: аспект дискурсивных стратегий // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2011. № 4 (18). С. 162–165.

7. Ворожбитова А.А., Ромашенкова Е.С. Типология метапоэтического дискурса: лингвориторический подход // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2011. № 4 (18). С. 166–169.

Теория и методика преподавания русского языка, общая педагогика 

1. Ворожбитова А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Alma mater (Вестник высшей школы). 1999. № 2. С. 22–26.

2. Ворожбитова А.А. Концепция лингвориторического образования и организация научно-методической работы кафедры русского языка // Alma mater (Вестник высшей школы). 1999. № 11. С. 30–33.

3. Ворожбитова А.А. Лингвориторическое образование как социокультурная стратегия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № S9. С. 88–96.

4. Ворожбитова А.А. Альтернативы лингвориторическому образованию – нет! // Мир русского слова. 2004. № 3. С. 26–33.

5. Ворожбитова А.А. Языковая ситуация в Южном федеральном округе и концепция непрерывного лингвориторического образования // Педагогические науки. 2006. № 6. С. 34– 41.

6. Ворожбитова А.А. Лингвориторические основы инновационного педагогического процесса по программе дополнительного профессионального образования «Деловая коммуникация» в Сочинском госуниверситете // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 3–4. С. 111–129.

7. Ворожбитова А.А. Филолог как профессиональная языковая личность в инновационном потенциале федерального государственного стандарта третьего поколения (ФГОС-3): лингвориторико-синергетический подход // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2010. № 4. С. 144–149.

8. Ворожбитова А.А., Ренз Т.Е. Научно-методические рекомендации по модернизации основных образовательных программ ВПО филологического направления на основе исследования этнокультурной специфики художественной рецепции поэтического текста русской классики российскими и американскими студентами // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2010. № 4. С. 150–156.

Тематика защищенных кандидатских диссертаций под руководством проф. А.А. Ворожбитовой 

10.02.19 – теория языка 

· Лингвориторические параметры российского эзотерического дискурса рубежа ХХ–ХХI вв.

· Этнокультурные особенности русских, польских и немецких сказок (лингвориторический аспект).

· Лингвориторические параметры идиостиля как выражение менталитета языковой личности ученого (А.Ф. Лосев).

· Дискурсивное пространство Сочинского региона как объект лингвориторического исследования.

· Лингвориторические средства выражения антропоцентризма в русском и переводном эзотерическом дискурсе.

· Лингвориторические параметры советского официального дискурса периода Великой Отечественной войны (на материале передовых статей газеты «Правда»).

· Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: интертекстуальный аспект.

· Русский религиозно-философский дискурс начала ХХ в: лингвориторические параметры групповой языковой личности (на материале сборника статей «Из глубины», 1918 г.).

· Лингвориторика интертекста в переводном американском проповедническом дискурсе как метафизическом дискурсе успеха.

· Советская аргументативная модель в передовых статьях газеты «Правда» периода Великой Отечественной войны.

· Лингвориторические параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма).

· Дискурс современной прессы как смысловое поле формирования ценностных ориентиров коллективной языковой личности (микроконцептосфера «Богатство»).

· Русский научно-фантастический дискурс ХХ в. как лингвориторический конструкт.

· Языковая и литературная личность А. Гайдара в лингвориторических параметрах советского художественно-идеологического дискурса.

· Лингвориторическая организация психолого-прагматического дискурса (на материале популярных книжных серий о достижении успеха).

· Формирование концепта «Олимпиада “Сочи-2014”» в региональном дискурсивном пространстве: лингвориторический подход.

· Документально-художественный синтез как дискурсивная стратегия литературной личности: лингвориторический подход (А.И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»).

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования 

· Формирование готовности младших школьников к восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического подхода.

· Формирование речемыслительной культуры младших школьников на базе алгоритмов текстовых действий.

· Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования.

· Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования.

13.00.08 – теория и методика профессионального образования 

· Лингвориторический идеал как фактор становления профессиональной языковой личности будущего учителя.

· Билингвальная модель профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

· Формирование готовности будущего учителя к творческой художественно-изобразительной деятельности.

· Билингвальная подготовка будущего юриста как профессиональной языковой личности (на материале изучения английского языка)